dmitri_hrabar (dmitri_hrabar) wrote,
dmitri_hrabar
dmitri_hrabar

"Подкарпатская Русь - это поэкзотичнее Чёрной Африки..."

Так или примерно так о Подкарпатской Руси отзывался чешский сатирик Карел Чапек  в те годы, когда ПР принадлежала Чехословакии. О русинах сегодня - эксклюзивное интервью с заместителем председателя Русинского землячества "Карпатская Русь", сотрудником Центра украинистики и белорусистики МГУ, историком-русинистом Михаилом Дроновым (с utro.ru).

"Yтро": Михаил Юрьевич, для большинства россиян русины – словно марсиане: о них что-то слышали, но никогда не видели. Где проживает этот народ?

Михаил Дронов: Слово "русины" является старейшим восточнославянским этнонимом. Именно так в свое время называли себя предки современных украинцев, белорусов и даже великороссов, как, например, Афанасий Никитин в своем "Хождении за три моря".

На сегодняшний день русинами называются исключительно карпатские русины – коренные восточнославянские жители Карпатского региона. Конкретно они проживают в Закарпатской области Украины (Подкарпатская Русь), отдельных районах Словакии (Пряшевщина), Румынии (Мараморощина) и в нескольких населенных пунктах Венгрии. Все это на южных склонах Карпат. А на северных склонах к русинским землям можно отнести Лемковщину на юго-востоке Польши. Уже около 260 лет сплоченная русинская община существует на территории Воеводины в Сербии, с конца XIX в. крупная русинская диаспора имеется в Северной Америке. Русинские деятели подчеркивают, что подобно русским, украинцам и белорусам русины являются самостоятельным восточнославянским народом. В большинстве стран, где проживают русины, они имеют возможности для национального развития, сохранения и передачи следующим поколениям своей самобытной культуры.

У них есть свой язык. Более того, существует как минимум четыре литературных стандарта русинского языка для разных регионов: подкарпатский, пряшевский, лемковский и воеводинский.

"Y": Каковы вероисповедание и численность русинов?

М.Д.: По вероисповеданию русины – православные и греко-католики. На территории Закарпатской области большая часть русинов принадлежит к канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. А тамошние русины-униаты, что интересно, подчиняются напрямую Риму, минуя Киево-Галицкую митрополию.

Что касается численности, то мнения разнятся. По оценке Карпато-русинского исследовательского центра, актуальная численность русинов в мире составляет свыше 1,6 миллиона человек. Максимальные оценки, конечно, еще больше. Только в Закарпатской области, по тем же неофициальным данным, проживает около 650 тысяч русинов.

"Y": Назовите, пожалуйста, известных русинов у нас и за рубежом.

М.Д.: Знатокам русской культуры, несомненно, знакомо имя драматурга и композитора Нестора Кукольника – автора музыки к знаменитому романсу на слова Гребинки "Очи черные". Лемковские корни были у композитора Дмитрия Бортнянского. Русинами являлись первый ректор Санкт-Петербургского университета Михаил Балудянский, известный славяновед, основоположник отечественной болгаристики Юрий Венелин, выдающийся живописец и историк искусства Игорь Грабарь, который к тому же приходился внуком одному из крупнейших русинских деятелей XIX века Адольфу Добрянскому. Русинские корны были у классика поп-арта Энди Уорхола. Этническим русином был недавно почивший глава РПЦЗ владыка Лавр (Шкурла), родившийся в селе Ладомирово, что на Пряшевщине.

"Y": Какие события в истории русинов являются, на ваш взгляд, самыми яркими?

М.Д.: Историческая судьба большинства русинов связана с Венгерским королевством. По сути, они были русским (восточнославянским) компонентом полиэтничной исторической Венгрии. Позднее она утратила независимость, стала частью монархии Габсбургов. Русины, таким образом, стали их подданными. После падения Австро-Венгрии подкарпатские русины в 1919 г. добровольно вошли в состав нового государства – Чехословакии. Примечательно, что Подкарпатская Русь имела автономный статус. В самом конце 30-х годов край вернулся в состав Венгрии, теперь уже хортистской. После освобождения Европы Красной Армией эта территория без всякой автономии была присоединена к УССР.

Несколько иначе складывались в ХХ веке судьбы русинов Пряшевщины и Мараморощины. Наибольшим трагизмом отличается история русинов-лемков. На их памяти уж
Введите содержимое врезки
асы австрийских концлагерей в Первую мировую и насильственное выселение из родных мест после Второй мировой войны.

"Y": В чем особенность исторического развития русинов?

М.Д.: Небольшие фрагменты Карпатской Руси, может быть, и входили в Киевскую Русь, но в принципе русины развивались вне русской государственности. Выходцы из разных восточнославянских регионов пополняли население Карпатской Руси и непосредственно участвовали в этногенезе русинского народа. Однако специфическая центральноевропейская среда, соседство с другими этносами оставили глубокий отпечаток в русинской культуре.

Конечно, нельзя считать русинов русскими в современном смысле слова. Однако, в отличие от соседей – галичан, русины более отчетливо сохранили чувство принадлежности к той широкой общности, которую можно назвать Русью. И эта Русь не ограничивается Украиной. Вообще, русины толерантно и доброжелательно относятся ко всем соседям, но, кроме этого, они хорошо помнят о своем этническом родстве с другими восточными славянами и, естественно, с крупнейшим восточнославянским народом – русскими.

У русинской интеллигенции была идея создания Карпаторусской Советской Республики, однако партийное руководство СССР в 40-е годы не поддержало это предложение. К сожалению, сегодня Украина продолжает традицию советского периода по непризнанию этнонациональной самобытности русинов. На Украине на государственном уровне проводится политика украинизации тех граждан, которые считают себя русинами. Дело в том, что, с точки зрения украинских патриотов, "русины" – лишь старое название украинцев, а русин – то же самое, что и украинец. При этом они игнорируют тот факт, что это общий древнерусский этноним. Бросающиеся в глаза этнографические и языковые отличия русинов от украинцев также игнорируются. В 1996 г. кабмин Украины принял специальный "План мероприятий по разрешению проблем украинцев-русинов". Поэтому все чаще говорят об этноциде, а иногда и геноциде русинов, проживающих на Украине.

"Y": И чем грозит насильственная украинизация русинам?

М.Д.: Им грозит поглощение украинским народом. Русины с уважением относятся к украинской культуре, но для себя подчеркивают первостепенную важность сохранения родной русинской культуры, не желая растворяться в "плавильном котле", которым хотели бы видеть Украину многие современные политики этого государства.

В марте прошлого года Закарпатский облсовет признал русинов как национальность. Однако официальный Киев пока наотрез отказывается это сделать.

"Y": Насколько реально появление автономии русинов? Чего они вправе требовать?

М.Д.: Если говорить об автономии Закарпатья, это очень больная тема. Подкарпатские русины – последовательные автономисты. Подкарпатская Русь имела автономный статус в межвоенной Чехословакии. Вхождение в СССР нарушило развитие русинской государственности. На знаменитом референдуме 1 декабря 1991 г. жители Закарпатской области, кроме того, хотят ли они независимости Украины, отвечали еще и на вопрос, желают ли они видеть Закарпатье самоуправляемой территорией. 78% жителей высказалось за самоуправляемость края. Украинская власть признала тогдашнее решение граждан о независимости Украины, однако до сих пор игнорирует волеизъявление закарпатцев о придании этому региону более самостоятельного статуса. Но русинские организации не прекращают своей борьбы за автономию. Очередными шагами стали принятая 15 декабря прошлого года Декларация Сойма подкарпатских русинов и совсем свежая Подкарпаторусинская экономическая доктрина. Думаю, если требования русинов поддержит мировое сообщество, ситуация сможет сдвинуться с мертвой точки. Поэтому многие русины с надеждой смотрят на Евросоюз и Россию.

"Y":Кто возглавляет движение русинов за самоопределение?

М.Д.: Нынешнее русинское движение имеет ряд безусловных лидеров. На территории Закарпатья к таковым относится настоятель кафедрального Крестовоздвиженского собора Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в Ужгороде протоиерей Дмитрий Сидор, который является главой Сойма подкарпатских русинов. Он подчеркивает духовную и культурную близость русинов и России, выступая за теснейшее сотрудничество между нашими народами. Еще один заметный лидер – депутат Закарпатского облсовета Евгений Жупан, глава Народной рады русинов Закарпатья.

"Y": Судя по событиям на Украине, русинам, разбросанным по странам Европы, предстоит еще больше отдалиться от России?

М.Д.: Последние события на Украине позитивно оценивать сложно. Вообще, хотелось бы, чтобы восточные славяне теснее поддерживали контакты. Жаль, что те связи, которые существуют между нашими народами, восходящими к единому корню, так поспешно и необдуманно разрываются.

Теперь, что в этой связи касается русинов. Они традиционно имеют несколько векторов своих культурных симпатий. По происхождению и вероисповеданию они принадлежат к восточному славянству, но по менталитету, который сложился на протяжении столетий, русины – дети Центральной Европы. Именно в этом противоречии заключается сложность будущего Подкарпатской Руси.

"Y": И каким оно вам видится?

М.Д.: На мой взгляд, судьбу Подкарпатской Руси должны решать именно русины, родившиеся и постоянно проживающие в ней, а также другие коренные жители края. Русины, проживающие в других государствах, как и представители родственных или дружественных народов, могут им лишь советовать и, если понадобится, оказывать поддержку.

Поживем – увидим. У Закарпатья может быть много вариантов будущего. Не исключено, что русины хотя бы частично добьются своих прав в составе Украины. Однако если Киев так и не пойдет на диалог с русинскими организациями, я не исключаю самых непредсказуемых последствий.

"Y": Спасибо за беседу.

Отсюда:
http://www.utro.ru/articles/2008/04/08/729144.shtml
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments